К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта "Плавник". Процесс её проектирования занял 8 лет и был закончен только в 1974 году. Строительство её началось в апреле 1978 года, а в 1983 году она вступила в строй Военно морского Флота СССР. Титановый корпус и многие технические и технологические новинки делали её супер лодкой. Максимальная расчетная глубина погружения составляла – 1250 метров и лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров (4 августа 1985 года). Скорость движения, этой 110 метровой «малышки», под водой достигала 31 узел в час (примерно 57 км/ч). В июне 1987 года была завершена опытная эксплуатация, К-278 стала считаться не опытной, а боевой субмариной. Вооружением лодки были торпеды. 31 января 1989 года лодка получила название «Комсомолец». 28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышел на третью автономную боевую службу.
7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов.
В 11:02 в 7-м отсеке возник очаг пожара, причина которого осталась неустановленной. Сразу же появились первые жертвы: погиб вахтенный матрос 7-го отсека Нодари Бухникашвили. Была отдана команда на всплытие. На глубине 150 метров из за повреждения пожаром силовых электрических систем лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть цистерны главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии, локальный пожар превратился в объёмный.
В 11:16 К-278 всплыла на поверхность.
В 11:37 был первый раз передан радиосигнал об аварии. «Земля» его услышала только с 8 попытки в 12:19.
В 12:43 летчик майор Петроградский оторвал свой Ил-38 от взлётной полосы с задачей произвести поиск подводной лодки.
В 13:20 командование Северного флота передаёт координаты К-278 на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая выходит к месту аварии.
В 14:40 пробив нижнюю кромку облаков, экипаж самолёта Ил-38 установил визуальный контакт с лодкой. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость — 5—6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега ограничивали видимость до полутора километров. Экипажу передали – расчетное время прибытия кораблей - 18 часов.
В 16:35 летчики заметили, что лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.
В 17:00 рядом с лодкой показались два развёрнутых аварийно-спасательных плота, на двадцать человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. С самолёта Ил-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.
В 17:08 К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула опустившись на глубину 1658 метров.
В 18:20 к месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков.
В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. 12 мая 1989 года Президиум Верховного совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» орденом Красного знамени.
Дата гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников.
p.s. Кто-то скажет – дураки, командиры не позволили спасти людей норвежцам. Это не верно. Единственным средством, которое могло достичь места аварии, это вертолет S-61«Си кинг». Вертолёт потребовался бы не один, и они действовали на пределе своей дальности полёта, в результате – минимальное расчетное время их прибытия к месту аварии – 4 часа, то есть больше чем планировалось для корабля «Алексей Хлобыстов». Но это не означает, что не было ошибок. В конце 60-х годов был создана модификация реактивного Ту-16С для морских поисково-спасательных целей. Он оснащался сбрасываемым катером «Фрегат» пассажировместимостью 20 человек. В середине 80-х годов их сняли с вооружения, а смену не подготовили.
Источник: https://fotostrana.ru/public/post/347168/1659694330/