1 апреля Вербное Воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Знаменует он собой вход Иисуса в Иерусалим. Именно с этого момента начинается его вступление на свой «крестный»путь.
Этот праздник называется по разному: Неделя ваий, Пальмовое воскресенье, Вербное воскресенье и предвосхищает Страстную неделю, шестую неделю Великого Поста, неделю перед Пасхой.
В русских богословных книгах эта неделя называется также Цветоносной. Но все православные привыкли давно уже к названию Вербное воскресенье.
Что же это за праздник и почему вход Господень в Иерусалим так важен? Иерусалим в то время был под властью римлян. Иудеи верили, что на Пасху явится Мессия и освободит их от рабской зависимости. Перед тем, как прийти в Иерусалим, Иисус оживил умершего два дня назад и уже похороненного в скале Лазаря, брата Марфы и Марии. Для этого Иисус не занимался никакими ритуалами, только посмотрел на небо и сказал:
«Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня»(Иоанн, гл. 11)
Весть об этом чудесном возвращении из царства мертвых быстро распространилась между людьми и когда Иисус входил в Иерусалим, люди встречали его, как посланника божьего и свято верили, что он и есть Мессия.
Когда-то существовал обычай — если победитель въезжает в город на осле, значит с миром, а если на коне, значит с недобрыми намерениями, с войной. Зная это, Иисус решил соблюсти традиции и показать всем, что он желает только мира.
Недалеко от Иерусалима располагалась деревушка Виффагия. Дойдя до нее, Иисус попросил своих учеников раздобыть ему молодого ослика. Ученики вскорости привели ему и ослика и ослицу. На ослицу сложили свои одежды, на ослика сел Иисус, взял в руки пальмовую ветвь – символ мира и поехал в город.
Встречать его вышел весь народ. Люди стелили ему под ноги свои одежды, бросали пальмовые ветви и цветы. Поэтому Вербное Воскресенье еще называется Пальмовым Воскресеньем или Цветоносной Неделей.
В Иерусалиме Иисус выгнал из храма божьего менял и торгашей, перекинув их столы. Он сказал, что храм создан для молитв, а не для совершения сделок, не для обмана и не для зла. После он рассказал людям про бога всемогущего, и про то, что ожидает его самого.
К Иисусу потянулось множество больных, слепых, хромых и убогих, и всех их он исцелил, укрепив в народе веру, что он и есть Мессия. Закончив все дела в этом городе, Иисус покинул его. Но не все восхваляли его и признавали посланником божьим.
Первосвященники иерусалимские возненавидели Иисуса за всенародную любовь к нему и задумали погубить.
Иисус знал об этом, но не хотел ничего менять, так как добровольно исполнял волю бога во благо всех нас, всех грядущих поколений.
На Руси день входа Иисуса в Иерусалим отмечают с X столетия. Пальмы здесь не растут, а растением, которое одним из первых пробуждается после зимы к жизни, является верба.
Поэтому называется у нас это воскресенье Вербным.
Вербу нужно срезать заранее и в субботу перед Вербным Воскресеньем освятить в церкви. Раньше на Руси устраивались торжественные шествия, имитирующие вход Иисуса в Иерусалим. За неимением осла, в него наряжали лошадь. Священник ехал на ней верхом. Под уздцы ее вел градоначальник, воевода, а в столице сам царь. Позже эти шествия отменили.